Организуется паломническая поездка в Дивеево, Муром и Санаксари с 15 по 21 июня 2018г. от Свято-Христорождественского храма г.Кобрина

Маршрут паломнической поездки по России следующий:

Дивеево. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. В монастыре находятся нетленные мощи Преподобного Серафима Саровского и Преподобных жен дивеевских Александры, Марфы и Елены. На территории монастыря три храма — Троицкий, Казанский, Преображенский и Канавка Пресвятой Богородицы. Посещение целебных вод Дивеевских святых источников.
Муром. Свято-Троицкий женский монастырьмощи святых благоверных Петра и Февронии. Свято-Благовещенский мужской монастырьмощи князя Константина с сыновьями.
Спасо-Преображенский монастырь — частицы мощей Ильи Муромца и 30-ти святых, чудотворная икона «Скоропослушница», источник живоносный.
Санаксари. Санаксарский мужской монастырь, мощи святого праведного Фёдора Ушакова.

Дата поездки: 15-21 июня 2018г.

ДИВЕЕВО

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь считается четвёртым и единственным в России (после Иверии (современная Грузия), Святой горы Афон (на севере Восточной Греции) и Киево-Печерской лавры (Украина))  «земным Уделом Пресвятой Богородицы».

Паломники приезжают в Диеевский женский монастырь из самых дальних уголков земли. Пройти с Богородичной молитвой вдоль святой канавки и посетить святые источники – сам преподобный Серафим Саровский говорил, что эта канавка “”до небес высока”. Женскую обитель, равную монастырю Дивеево трудно встретить. Это – древний монастырь, конца XVIII века, стены которого видали многое.

“Дивноо Дивеево” – так называют это благодатное место, которое поражает своей истории, многочисленными чудесами и красотой пейзажей и архитектуры. Эта земля неприступна для зла, а святая канавка появилась тут по повелению самой Царицы Небесной. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево – это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры.

Основательницей Дивеевской монашеской общины была матушка Александра (в миру — Агафья Семёновна Мельгунова)

Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Её отец рано умер, и мать выдала свою ещё юную дочь за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Но судьба распорядилась так, что Агафья недолго была замужем, супруг её скончался, и она осталась одна с маленькой дочкой и обширным поместьем в 700 душ крестьян. По примеру жены родного дяди её мужа Агафья со своей дочерью отправилась в Киев, где приняла монашество в Киево-Флоровском монастыре и взяла имя Александра.

Как-то во время ночной молитвы к Александре явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: так тебе ныне глаголю: иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все Великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную обитель великую Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же, в путь твой, и благодать Божия, непрестанно да будут с тобою!» (из летописи Серафимо–Дивеевского монастыря)

Посоветовавшись со старцами, монахиня отправилась в путь из Киева на север России. И вот, не доходя 12 верст до г. Сарова, она решает отдохнуть в селе Дивеево. Усевшись на лужайке у западной стены небольшой деревянной Стефановской церкви, Александра задремала, и снова ей явилась Пресвятая Богородица: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, и вот здесь живи и угождай Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это.» (из летописи Серафимо–Дивеевского монастыря)

С тех пор  произошло много событий: Александра похоронила свою 10-летнюю дочь, продала все свои Рязанские имения и переехала в Дивеевское село. В 1767 г. она начала строительство Казанской каменной церкви в том самом месте, где явилась ей Пресвятая Богородица. Строительство шло в трудное для России время и заняло более 10-ти лет — вплоть до 1780 г. Изначально Казанская церковь была приходской, однако отец Серафим запрещал сёстрам так её называть, говоря, что в будущем она станет монастырским собором. В 1829 г. к Казанской церкви был пристроен храм Рождества Христова так, что алтарь Рождественской церкви оказался на паперти (на крыльце) Казанской. Теперь этот белокаменный собор каждый посетитель видит самым первым при посещении монастыря.

В 1788 г. матушка Александра получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажень земли рядом с храмом, где построила три кельи с надворными строениями. Через год в 1789-ом матушки Александры не стало, и шествие над общиной взял иеродиакон (монах в чине диакона) Серафим, ранее служивший тут послушником и монахом. Великая старица мать Александра с особенным уважением обращалась к Серафиму, провидя в нем исполнителя начатого ею Божьего дела. Именно ему Пресвятая Дева Мария указала создать особую общину из восьми девиц, которых сама выбрала и назвала по именам. Так, в 1826 г. рядом с Казанской, была устроена Мельничная община, а в 1829 г., как было написано ранее, к Казанской церкви пристроили Храм Рождества Христова. Земля, на которой располагалась новая община, принадлежала Баташёвым, но в 1830 г. одна из наследниц этой земли уступает 400 кв. сажень Дивеевской общине. В 1842 г. обе общины объединились в Серафимо-Дивеевскую. А в 1861 г. община получила статус монастыря, коим является по сей день.

В монастыре действуют свои несложные правила, о которых лучше знать заранее. Первое правило: мужчина всегда и везде первый. При входе на территорию монастыря (в ворота) первыми проходят мужчины, за ними заходят женщины. Стоя у мощей Серафима Саровского женщины безоговорочно пропускают вперед любого подошедшего без очереди мужчину, даже незнакомого. Если вы пришли парой, то в храме женщина стоит за плечом мужчины (за мужем). Это нам объяснили тем, что в Иисус в каждом мужчине, а все женщины — жены Божьи.

Второе правило: дересскод. Как и в любом подобном месте следует заранее позаботиться о соответствующей одежде, особенно в наши дни это касается девушек, которые в холодное время предпочтут платью брюки, а в теплую погоду не берут с собой шарфики и платки. За неподобающий вид вас могут попросить покинуть территорию храма или даже всего монастыря. Но не отчаивайтесь, у входа стоит множество палаток, где недорого продаются и платочки, и юбочки, и пустые банки для набора воды из источника, и свечи, и сувениры.

Проходим вглубь монастыря через арку в колокольне.

Колокольню начали строить в 1893 г., а первые колокола подняли в 1901 г. Колокольня состоит из 5-ти ярусов, по бокам примыкают трехэтажные корпуса для проживания сестёр обители.

Сразу напротив колокольни расположился Троицкий собор, первый камень которого был заложен в 1848 г. К началу XX в. нём проживало 270 монахинь и 1474 послушницы при населении села Дивеево 520 человек.

 

На воротах золотые изображения Божией Матери и Серафима Саровского.

Сейчас в Троицком соборе находятся мощи преподобного Серафима Саровского, ради чего люди отстаивают огромную очередь, начинающуюся еще на улице с левой стороны от собора.

Рядом находится ларек, где продают свечи и прочую атрибутику, но все это лучше купить за воротами монастыря, по более приемлемым ценам.

Соборная площадь украшена обильной клумбой с кустами всевозможных роз, прогуливаясь вокруг которой можно наблюдать почти все постройки монастыря.

Красиво! И даже не верится, что в настоящий момент находишься в самом обычном Русском селе с покосившимися от старости деревянными домами. Помимо цветов клумба украшена маленькими ангелочками.

В 2012-ом году на этом месте для всех гостей монастыря была поставлена Водосвятная часовня в честь преподобного Серафима Саровского. Теперь каждый желающий может попить или набрать с собой воды.

 

Сразу за Водосвятной часовней виднеется Трапезный Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Спасо-Преображенский собор был заложен в 1907 г. Строительство закончилось через 9 лет. Внутри собора бесплатно разливают масло из лампады преподобного Серафима Саровского, там же можно купить пустой бутылёчек.

Благовещенский собор — самый молодой из всей тройки соборов.  Его строительство началось по завету преподобного Серафима, который говорил, что должен быть в обители ещё один храм, который встанет в одну линию с колокольней и Троицким собором, в конце Святой Канавки. Строительство началось в 2012 г. и вот-вот должна закончиться отделка.

Габариты храма измеряются не в метрах, а в поясах Пресвятой Богородицы, длина которого составляет 1,2 м. Так, высота храма 50 поясов, а ширина — 20. Можете пересчитать. Благовещенский собор действительно отличается от всех остальных, за его основу взят храм московского Заиконоспасского монастыря по стилю близкому к барокко.

Маленький садик с фигурками — ещё одно украшение монастыря, где каждый турист норовит залезть на камушек и сфотографироваться.

У сестёр же есть своё укромное местечко для уединения и отдыха, скрытое от посторонних ног за высоким забором.

Напротив Благовещенского собора стоит небольшой фонтанчик с тремя ангелами, который так и называется «Ангелы». Одна девочка спросила: «Мама, а в центре наша Земля?» Очень прозорливый ребёнок.

Канавка Божией Матери в Дивеевском монастыре

Ещё одна особенность Дивеевского монастыре — Канавка Божией Матери. Когда Пресвятая Богородица явилась к преподобному Серафиму с повелением создать Мельничную общину, она указала обнести это место канавой в 3 аршина (2 м. 15 см.) глубиной и валом такой же высоты. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли лишь помогать носить землю и насыпать вал. Сёстры медлили начать наказ батюшки, до тех пор, пока как-то ночью не увидели, как преподобный Серафим в белом балахоне сам начал копать Канавку. Выбежали сёстры и упали к нему в ноги, а когда подняли свой взор, батюшки уже не было. Именно с этого места, где батюшка Серафим выкопал аршин земли, и считается начало Канавки. Как говорил он сам: «Канавка – это стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!»

Работы завершились уже после смерти преподобного Серафима. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера. Хоть батюшка Серафим и говорил: «Эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила» (напомню — 1,2 м.), всего сёстры прокопали 777 метров из общей длины, при этом сделали лишь 6 из 7 сторон многоугольника, так что в реальности он оказался не замкнутым.

По рассказам сестер Канавку нужно пройти 3 раза, читая молитву «Богородице Дево, радуйся» 150 раз. 15 десятков молитв символизируют 15 ступеней, по которым трехлетняя Богородица Мария взошла во Святая святых Иерусалимского храма.

Начало Святой Канавки.

Тут же возникает третье правило: тишина на Канавке. Если вы не читаете молитву, то ходите по Канавке молча (хотя бы ради того, чтобы не мешать другим), наслаждайтесь великолепными видами или подумайте о чем-нибудь — столь длинный путь позволяет это сделать.

Внизу Канавки сёстры сделали красивый садик цветов и переплетённых дорожек.

В монастыре есть свой яблоневый сад. Ветви деревьев ломаются под весом яблок!

Идём дальше по Канавке.

Больничная церковь в честь иконы божией матери «Целительница»

На этом повороте тропа сходит вниз, дальше Святая Канавка ремонтируется: кладётся плитка, стелится газон.

 

У сестёр не только яблоневый сад, но и маленькие парнички.

И вновь дорога поднялась к Канавке, где видно последний поворот.

Маленькая желтая деревянная часовенка — часовня во имя преподобного Серафима, где бесплатно можно взять сухариков, которые кушал сам батюшка Серафим в дни своего отшельничества и кормил ими приходящих к нему зверей.

Справа на фотографии девушка в красной куртке набирает землю, как написано, из Святой Канавки. Нам рассказали, что эту землю потом используют как оберег, хранят дома в мешочке или на работе.

Небольшие мешочки и для сухариков, и для земельки можно тут же купить в ларьке.

«Не отходя от кассы» расскажу о четвёртом правиле: с экскурсоводом вход запрещён.  На территории монастыря есть свои экскурсоводы. За соблюдением этого правила пристально следят.

Святой целебный источник в честь преподобного Серафима Саровского.

После посещения Серафимо-Дивеевского монастыря, можно съездить к святым источникам. Всего их в Дивеево 6 штук,  но мы побывали лишь на одном.

Источник находится в 12 км. от Дивеево на берегу реки Сатис. Самый большой среди всех остальных, с несколькими купелями, раздельными раздевалками и каменными лестницами, ведущими с берега в воду.

Существует несколько историй происхождения родника. Рассказывают, что солдатам, которые несли службу в Саровском лесу, на границе охраняемой зоны (Саров до сих пор является закрытым городом), явился старец. Пограничники рассказали ему, что им очень хочется пить, в ответ старичок ударил посохом, и с того места забила вода.

По другой истории мимо реки шел солдат с оторванными миной руками, он очень хотел пить, но крутые берега не позволяли ему подойти к воде. И тогда перед ним явился старец и спросил: «Что ты бегаешь тут, как белка?» Солдат ответил: «Очень хочу пить, а рук нет. Может, ты меня напоишь?» На что старец сказал: «Ты эту землю защищал, вот пусть она тебя сама и поит.» Ударил посохом о землю и оттуда пошла вода.

Перед источником стоит небольшая часовенка.

Температура воды в источнике круглый год колеблется от +3 до +5 градусов. В закрытых купелях окунаются нагишом (будьте осторожны, там скользкие ступеньки), а с берега заходят в х/б сорочках. Сорочки можно купить на подъезде к источнику. Окунаются в три подхода по три раза, погружаясь в воду с головой.

Нам очень повезло, весь день небо было хмурое, а к приезду на источник выглянуло долгожданное солнышко и ветер даже ветер стих!

Для боязливых малышей поставлены горки. По личному опыту скажу — купание очень бодрит, приводит в тонус и поднимает настроение на весь оставшийся путь домой. Всем приятных купаний!

Источник: towntravel.ru

МУРОМ

Свято-Троицкий Муромский Новодевичий женский монастырь был основан в 1643 г. богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте деревянной церкви. В монастыре находятся мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии — Муромских чудотворцев-покровителей семьи и брака.

У семьи есть особые покровители, прежде всего те, кто сам стяжал святость благочестивой семейной жизнью. В их числе — святые благоверные князь Пётр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы. Князь Пётр правил в городе Муроме с 1203 года. Он женился на дочери простого пчеловода – Февронии, скромной и благочестивой девушке, которая вылечила его от опасной болезни. Бояре не желали видеть своей правительницей простую крестьянку и жаждали её изгнания. Как православный христианин, обвенчанный со своей женой, Пётр не поддался и не предал свою любовь и семейное счастье, но по смирению оставил престол и богатство и покинул Муром вместе со своей женой. После этого среди бояр началась вражда из-за власти, пролилась кровь, и претерпевавшие лишения жители раскаялись в изгнании Петра и Февронии, послали к князю людей с просьбой о возвращении четы правителей. Возвратившись, Пётр и Феврония проводили свою жизнь в делах милосердия и любви, помогали нуждающимся, украшали святые храмы, примиряли враждующих. Дожив до почтенной старости, они, по существовавшей тогда на Руси благочестивой традиции, приняли иночество с именами Давид и Евфросиния. Благоверные князья умерли в один день и час, завещав похоронить себя в общем гробу. Но подданные сочли это неправильным и положили преставившихся в отдельные гробы. Однако вскоре Пётр и Феврония были найдены лежащими вместе, как и просили о том при жизни. Люди опять разъединили почившую княжескую чету, но чудо повторилось снова, и тогда больше никто не посмел нарушать предсмертный завет благоверных супругов. Их мощи находятся в Муромском Свято-Троицком женском монастыре. Память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских совершается 8 июля.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.

Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города.

Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке.

В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.

В 1655 г. вместо деревянной надвратной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана построили скромный каменный храм того же наименования (в последствии она неоднократно перестраивалась). В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса. Управлял им архимандрит. В 1811-1812 годах обитель обнесли каменной оградой.

В 1812 г. в стенах храма нашли приют чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября 1812 г. В память об этом знаменательном событии городским духовенством ежегодно совершался крестный ход вокруг города. Список с Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий.

В 1866 г. монастырь отнесли к разряду второго класса. В 1867-1882 гг. им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.

Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году. Братия поселилась в городе, продолжая служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей св. благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.

Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и подвергнут репрессиям в конце 1930-х годов.

В 1940 году собор закрыли, но два года спустя вновь открыли, уже как приходской храм. В 1945-1946 гг. в нем служил иеромонах Пимен (Извеков) — будущий Патриарх всея Руси. До 1991 г. Благовещенский собор оставался единственным действующим храмом в городе.

В сентябре 1991 года указом святейшего Патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.

В крипте собора (в подклете) покоятся мощи святителя Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII в. В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан, среди которых — настоятель монастыря архимандрит Алексий (Полисадов) — прадед поэта Андрея Вознесенского.

В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

Святыни Благовещенского монастыря:

— Рака с мощами св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора Муромских чудотворцев
— Икона св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора
— Икона св. преп. Илии Муромца с частице св. мощей
— Икона Иверской Божией Матери
— Икона св. бл. кн. Петра и Февронии
— Икона Знамения Божией Матери
— Икона Николая Чудотворца

Спасо-Преображенский монастырь

В начале XI в. Муром был уже одним из значительных городов на окраине молодого Русского государства. Киевский князь Владимир Красное Солнышко завещал его «в удел» своему сыну Глебу. А его брату Борису отдает Ростов.

«Повесть о водворении христианства в Муроме» (XVI в.), своеобразная летопись истории Мурома с древнейших времен, дает интересные сведения о правлении Глеба. Примерный христианин, Глеб начал свое правление в Муроме с попытки обратить местных жителей в христианство, которой муромчане-язычники воспротивились. Глеб вынужден был покинуть Муром и поселился в двух верстах от него, на крутом поросшем лесами берегу Оки, где основал первую на Муромской земле церковь во имя Спаса на своем укрепленном дворе. Это якобы как раз то место, где ныне стоит Спасский (Спасо-Преображенский) мужской монастырь, получивший свое название от церкви, основанной Глебом.

Однако Глеб недолго правил Муромом. В 1015 г. он и его брат Борис были коварно убиты по приказу их старшего брата Святополка (Окаянного). После смерти Глеба город вновь попал под власть киевского князя, а управляли им посадники.

Спасская обитель упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России. В «Повести временных лет» говорится о  гибели в 1096 г. под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича (князь Муромский 1095-1096 гг., второй сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской) и его захоронении в монастыре святого Спаса. Второе упоминание Спасского монастыря в летописи связано с погребением в его стенах муромского князя Юрия Владимировича в 1175 г.

Со Спасским монастырем связаны имена и муромских святых, благоустроителей семьи, князей Петра и Февронии. Петр здесь принял монашеский постриг в первой четверти XIII в., здесь он и скончался. В память об этом у главного входа монастыря установлен памятник-барельеф святым супругам Петру и Февронии Муромским, а за ним на стене – фрески со сценами их жития.

В 1238 г. обитель была разорена войсками хана Батыя.

До приезда в Муром Ивана IV Грозного в 1552 г. древнейший в городе Спасский монастырь вел малоприметную жизнь. Царь наделил монастырь вотчинами, по его приказу московские мастера начали каменное строительство в обители. После Ивана IV в монастырь делали богатые вклады Борис Годунов и Михаил Романов, дарили ему села, права на рыбную ловлю, пашенные земли, леса и озера.

Но наиболее величественным в монастырском комплексе оставался Преображенский собор, возведенный мастерами Ивана Грозного в 1565 г. Царь, будучи в Муроме, дал обет, что, если возьмет Казань, то построит в городе храм. В новый монастырский  храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во внешнем облике дошедшего до нас памятника отразилась его строительная история. Изначально это был пятиглавый четырехстолпный храм с крестово-купольной системой сводов. Стены вертикально членились неширокими пилястрами на три прясла. Верхняя часть стен украшалась тремя кокошниками-закомарами. От них карнизом, украшенным рядом поребрика, отделялась нижняя часть. Средние кокошники-закомары зодчие сделали выше и шире боковых, и это придало всему зданию некоторую пирамидальность. Она подчеркивалась и пятиглавием: средняя глава имела более широкий и высокий барабан, чем боковые.

К одному из фасадов примыкала колокольня (возможно, плоская кирпичная звонница с арочными проемами для колоколов).

В первой четверти XIX в. к западной стене собора была пристроена трапезная в ширину основного объема. Главы получили новую луковичную форму. Возможно, в это же время были растесаны оконные проемы XVI в., а перспективные порталы превращены в обычные дверные проемы с полуциркульным завершением.

В конце XVII в. рядом с Преображенским собором возводятся палаты настоятеля – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В здании была устроена домовая церковь в честь святого Василия Рязанского.

В 1691 г. рядом с собором была построена единственная в Муроме трапезная двухэтажная церковь Покрова Богородицы с ассиметричным расположением восьмигранного столпа в трапезной палате второго яруса. Она необычна еще и тем, что одновременно являлась одним из основных хозяйственных корпусов монастыря.

В церкви Покрова Богородицы находится саркофаг Ильи Муромца с частицей его мощей и реконструкцией лика (резьба по дереву С.А. Субботина по результатам исследований С.А. Никитина). На деревянной лежащей фигуре Ильи Муромца в монашеских ризах – стальной меч. В серебряном ковчеге в виде кисти левой руки находится частица мощей Ильи Печерского (Ильи Муромца), привезенная из Киево-Печерской лавры. Она была преподнесена как святыня в дар Спасскому монастырю 2 августа 2006 г. и в тот же день освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Неоднократно проводившиеся  экспертизы останков богатыря дают некоторое представление об облике Ильи Муромца. Рост его по тем временам был поистине богатырский – 177 см. Илья был почти на голову выше своих современников, живших в XII веке. В поясничном отделе позвоночника обнаружена патология строения – наличие дополнительных отростков у позвонков, из-за чего могло происходить защемление нервов и как следствие – паралич конечностей. Поэтому, по былинам, Илья сидел на печи до 33 лет, а потом был чудесным образом исцелен. Скончался Илья Муромец в возрасте около 50 лет. На его останках нашли и многочисленные прижизненные ранения в области ключицы и ребер.

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы хранится и особо почитаемая святыня монастыря – чудотворная икона Богоматери «Скоропослушницы» афонского письма конца XIX века. Считается, что ее чудотворный образ хранит и возрождает обитель.

Близ главных ворот монастыря стоит часовня во имя великомученика Георгия Победоносца. В ней поминаются воины – уроженцы Муромской земли, погибшие в недавних военных конфликтах.

После возрождения монастыря в 1996 году его территорию пришлось перепланировать. В северо-восточную часть перенесено кладбище, разоренное в период нахождения на территории монастыря воинской части (после 1918 г.). Определить места прежних захоронений было невозможно. Чтобы почтить память некогда похороненных здесь монахов и горожан-вкладчиков монастыря, в конце XX века была устроена по афонскому образцу поминальная часовня-костница, куда перенесли все найденные на старом кладбище останки.

Живописна территория монастыря, особенно летом – зеленые лужайки, цветущие клумбы вокруг пруда с лотосами. В вольерах мирно пасутся пони, красуются павлины. Завораживающий вид на заокские дали открывается от надвратного храма преподобного Сергия Радонежского (2006 г.).

Ныне Спасо-Преображенский мужской монастырь – это духовный, культурный и образовательный центр Мурома. На его территории возрождено Духовное училище, открыта православная гимназия, работает Паломнический центр.

Святыни монастыря:

-чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница»;
-рака с частицей мощей преподобного Ильи Муромца.

САНАКСАРИ

Санаксарский монастырь (1659), расположенный близ Темникова, на левом берегу когда-то судоходной реки Мокши, знаменит тем, что здесь похоронен адмирал Ушаков, который был племянником тамошнего старца Феодора Санаксарского.
Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирская. А название монастыря произошло от озера Санаксарь, находящегося под стенами монастыря.

Святыни

Главная святыня монастыря — могилы двух Феодоров Ушаковых: игумена монастыря и его благочестивого племянника-адмирала, возле которых произошло множество чудесных исцелений. Недавно в монастыре произошло обновление древней Феодоровской иконы Божией Матери. Среди святынь также Казанский образ Пресвятой Богородицы. Целительную силу имеет святой источник о. Феодора, находящийся рядом с обителью.

http://www.shamordino-m.ru/bitrix/templates/resp/images/ico_5.png

Свято-Христорождественская церковь г.Кобрина приглашает всех желающих в паломническую поездку 15-21 июня 2018г.

Телефоны для записи в паломническую поездку:

9-41-26, +375-29-8024233 Валентина
+375-29-7930067 Юрий

Общая памятка для паломнических поездок:

pamatka2

Комментарии закрыты.