Освятить свой дом – это значит посвятить его Богу, считает архимандрит Хризостом (Грищенко).
Многие слышали о чине освящения дома или квартиры, а то и сами участвовали в нем. Как правильно и для чего нужно освящать жилище?
Господь Иисус говорил Своим ученикам: «…Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
Именно поэтому в Православной Церкви издревле существуют особые моления Богу о призвании благодати в различные сферы нашей жизни. Каждый нуждается в том, чтобы Господь помогал нам на житейских путях. Мы молимся в начале дня, просим у Бога покровительства и мудрости в течение всего дня (когда учимся, работаем или отдыхаем), славим Творца – нашего питателя и просим его благословить нашу пищу, а после еды благодарим Всевышнего Дародателя, в конце дня мы просим Господа, чтобы он простил нам наши грехи, совершенные днем, и не оставлял нас без Своей защиты ночью. В молитве мы учимся всю нашу жизнь до самых мелочей вверять Богу. Ведь Священное Писание говорит нам, что все освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4:5). Поэтому вся жизнь верующего человека, от его рождения до смерти, должна протекать в тесной связи с Творцом. Рождается человек в мир – благочестивые родители стараются сразу посвятить младенца Господу. Для этого были установлены также специальные обряды (в период Ветхого Завета обрезание, во времена Нового Завета – Крещение). Идет ли отрок или отроковица на учебу – о них молятся, испрашивая мудрости у Бога для постижения наук. Решился юноша или девица вступить в брак – и для этого есть особый молитвенный обряд, при котором священнослужитель испрашивает Господа об особом благодатном руководстве в жизни брачующихся, чтобы их супружество сохранилось, а они могли утешиться в жизни своими потомками, дабы брак духовно взращивал в них такие христианские добродетели, как вера, надежда, терпение, любовь… И после кончины человека священник напутствует особыми заупокойными молитвами.
ВСЕ СФЕРЫ НАШЕГО ЗЕМНОГО БЫТИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСВЯЩЕНЫ БОГОМ
И если молитвы и прошения связывают человека теснее с Господом, то, конечно же, и наши жилища должны быть освящены молитвой. Что-либо освятить означает посвятить это Тому, у Кого мы просим благодатной силы. Вот этого многие не понимают. Освятить свое жилище – это значит посвятить его Богу. Ведь освящаются не просто стены, а вся духовная атмосфера жильцов дома, освящается, или же посвящается Богу то, что прежде Ему не принадлежало, или если и принадлежало, но было чем-то осквернено. Мы должны сделать все для того, чтобы Господь воцарился во всех сферах нашей жизни.
Например, в нашей работе, которую мы будем стараться делать, как для Него – прилежно, усердно, аккуратно, без лукавства и лени, даже если над нами нет никаких наблюдателей, а только Бог и наша совесть. В таком случае работа наверняка будет выполнена профессионально. И если в браке супруги понимают, что их соединил Сам Бог, то они должны стараться сохранить такую атмосферу, чтобы Творец господствовал в семье, исполнялись заповеди, сохранялся мир, было терпение и желание преодолеть эгоистические мотивы… Так и в быту. Если мы желаем, чтобы Бог был Хозяином в наших домах, то не имеем права осквернять жилье ссорами, блудом, сквернословием, пьянками, курением и прочими всяческими вредными привычками, излишествами, невоздержанием, просмотром порнофильмов, какими-нибудь идолами (их в наше время великое разнообразие), наличием оккультной, эзотерической, сектантской литературы (отнюдь никак не совместимой с православием – например, книги Е. Блаватской, Е. Рерих, Д. Андреева и прочих теософов, астрологов, хиромантов, свидетелей Иеговы, харизматов и прочих богоборцев и врагов Православной Церкви). Ведь при совершении чина освящения жилища священник читает 100-й псалом, который поучает жильцов, как верно проводить жизнь пред Богом: «Не положу пред очами моими вещи непотребной» (Пс. 100:3).
Поэтому некоторые батюшки, видя подобные вещи в жилищах, перед совершением чина настаивают на уничтожении идолов и литературы, несущей лжеучения, согласно Писанию: «…А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм» (Деян. 19:19). Стоит послушаться священников и убрать из дому всяких идолов (не просто выбросить их в мусорное ведро или кому-то подарить, а сжечь или разбить на мелкие части!), фигурки домовиков, статуи Будды, например, сидящих на куче денег (дескать, для привлечения богатства в дом), талисманы (астрологические зодиакальные знаки или флажки и колокольчики на удачу с иероглифами китайских заклинаний, подковы над входной дверью, маски различных восточных божеств, привезенных из экзотических стран…) Ибо сказано: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?…» (2 Кор. 6:14–18).
Мне неоднократно приходилось слышать от людей, у которых я освящал жилища, что в их домах начинало происходить недоброе после того, как они сдавали свои дома под офисы экстрасенсов или же их квартиры арендовали практикующие адепты разных языческих культов и сект. В этом случае к чину освящения жилища священник присовокупляет особую молитву «О храмине, стужаемой от злых духов».
Хотелось кое-что добавить. Необходимо во время чина присутствие кого-нибудь из жильцов. А то я однажлы пришел по приглашению освящать дом, облачился, всё необходимое приготовил, а хозяева развернулись, и сказали: «ну вы тут, батюшка молитесь, а мы пойдём сериал досмотрим». И собрались, и пошли в другую комнату. Пришлось им вдогонку объяснять, что молебен для них делается. Что псалмы, апостол, и Евангелие, которые из чина читаются это напутственные слова именно для жильцов освящаемого дома…
И так неоднократно мне приходилось на освящении квартир уговаривать хозяев вместе помолиться. Ведь священник это не шаман, который пришёл сам в бубен постучать, с духами договориться. Священник — ваш сомолитвенник. И для того, чтобы понимать такие вещи, желательно вести церковную жизнь — почаще участвовать в церковных таинствах (Исповеди и Причастии). Перед этим пообщавшись с священнослужителями о том, как верно приготовиться к этим Таинствам. И необходимо понять, что Православие — это не просто набор ритуалов, а жизнь с Богом, жизнь по Христовым заповедям, которые необходимо познавать из Священного Писания и Учения Церкви.
О ЧИНЕ ОСВЯЩЕНИЯ ЖИЛИЩА
Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие либо священник приходит в дом со святой водой. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.
На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.
После возгласа «Благословен Бог наш…» и обычных начальных молитв читается 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…», в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», – восклицает пророк (Пс. 90:10).
Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закхея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.
Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолимся». «Господи, помилуй», – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.
В следующей затем тайной молитве (то есть молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лавана приходом в него Иакова, дом Пентефрия – приходом в него Иосифа, Аведдара – внесением в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30-й, стихи 2-30; гл. 39-й, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств, гл. 6-й, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить «от сопротивных» и умножить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей возглашает: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Присутствующие отвечают: «Аминь».
В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «Над пещию». В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль).
Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».
После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: «Окроплением воды сей священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо». Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».
Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь Честному Животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним… печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» (Исх. 12:23) и… древо жизни вечной.
В стихире, которую поет хор, содержится моление к Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злаго обстояния» и даровать им изобилие небесного и земного благословения.
Затем священник читает Евангелие (Лк. 19:1–10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытаря (сборщика налогов) Закхея, который хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.
Затем читается 100-й псалом, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» (Пс. 100:2).
После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела-хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, «в нем благочестно жити хотящих», от всякого зла и наставляющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.
Поскольку чин освящения жилища не относится к Церковным Таинствам, то окропить жилище освященной водой могут и сами жильцы. Но все же лучше, чтобы освящение совершали священнослужители, имеющие специально составленный чин в своем требнике и знающие, как все верно совершить. Относительно частоты освящения домов нет никаких канонических установлений, но по издревле сложившейся традиции желательно это делать хотя бы раз в год. Например, так поступают многие иереи в монастырях, освящая обители на Богоявление, а также сельские батюшки, когда раз в год по просьбе односельчан освящают дома на Крещение Господне. Советуют также освящать дома после осквернения, капитальных ремонтов или, как упоминалось выше, в случаях проявления бесовской активности (например, при внезапно появившихся фобиях у жильцов (боязнь заснуть без света…), при немотивированных раздражениях и гневе, ссорах без видимой причины, «самовольном» перемещении предметов по квартире, при ощущении присутствия невидимой недоброй силы).
Архимандрит Хризостом (Грищенко),
насельник Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря
Православная Жизнь
Примечания: Использованы материалы сайта http://azbyka.ru/dlya-chego-my-osvyashhaem-svoi-doma-i-kvartiry