Маршрут паломнической поездки в Россию следующий:
Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь
Печоры. Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.
Крыпецк. Крыпецкий мужской монастырь.
Санкт-Петербург. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, Васильевский остров, часовня святой блаженной Ксении Петербургской.
п. Свирское. Александро-Свирский монастырь.
Остров Залит. Один день будет посвящен одному из самых известных в современном русском православии старцу Николаю Гурьянову. По программе посещение Храма святителя Николая Чудотворца на о.Залит, где служил батюшка, посещение его домика и могилки.
Соловки. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.
Дата поездки — с 11 по 21 августа 2020г.
Соловецкие острова, Северная Фиваида или Северный Афон — все это названия группы островов Соловецкого архипелага. Эти заповедные места, овеянные преданием, располагаются в юго-западной части Белого моря.
История Соловецкой обители началась в начале XV века. Ее основание связано с приходом в эти места сурового северного климата монахов Кирилло-Белозерского монастыря — Савватия и Германа. Вслед за ними на архипелаг пришли, и другие монахи отшельники. С этих пор не прекращалась молитва на островах, не прерывалась духовная связь между материком и Соловками, не прекращалась череда подвижников. Спустя многие века Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь прекратил свое существование в 20-х годах прошлого века.
На его территории был организован Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения. За 16 лет функционирования на Соловках лагеря и тюрьмы через острова прошли десятки тысяч заключенных. Соловецкие острова стали местом ссылки большого множества иерархов, монашествующих и священнослужителей Русской Православной церкви в советский период, для многих из которых Соловки стали местом исповеднического подвига. На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников — узников Соловков. Сегодня обитель восстановлена, Соловецкий Спасо-Преображенский мужской монастырь вновь стал одним из форпостов монашеской жизни. Зловещее слово «Соловки», так страшно звучавшее в советские времена, теперь звучит совсем по-иному. Сотни паломников стремятся отправиться в паломничество на Соловки и посетить эти невероятно красивые, глубоко духовно богатые места.
Любой паломник, посещая Соловки, стремится попасть на святой остров Анзер и вот почему. Об Анзере мы по праву говорим: «Это Соловки в Соловках». Если Соловки — это остров духовно наполненной тишины среди бушующего житейского моря, то Анзер сегодня как и в былые времена — место пустынного уединения для самих Соловецких монахов. Если Соловки — это святой «край светный» остров для всей верующей России, то посетить Анзер — заветное желание каждого добравшегося до Соловков человека. Если Соловки именуются «северным русским Афоном», а святая гора Афон — это «сад Божией Матери», то об Анзере Пресвятая Богородица возвестила преподобному Иову в начале XVIII века: «Эта гора отныне назовется Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа и учредится скит. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами вовеки». Много позже приметили, что анзерская Голгофа стоит точно на одном меридиане с Голгофой Иерусалимской.
Под особым покровом Богородицы находятся устроители монашеского жития на святом Анзере, особую благодать здесь воспринимают и паломники. От Покровской часовни, что в Капорской губе, до часовни в честь иконы Всех Скорбящих Радость, что на мысе Кеньга, будто по уделу Божией Матери идет пешком паломник — вслушивается в звенящую тишину, питает душу откровениями дивной Божией Книги, имя же Книги — Природа, творит неспешно молитву. В конце же путешествия ощущает в себе вместе с телесной усталостью неприметно вошедшую в сердце тихую радость, умиротворение, быть может, очень давно (и, казалось, уже впредь несбыточно) наполнявшие душу. Что может быть более ценным для человека, чем возвращение к себе и одновременно в Отчий Дом? «Сей сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15,24) — слышит такой человек в своем сердце и от того радуется и исполняется решимости впредь уже никогда не уходить от Отца Небесного на «страну далече» — в мир греха и неизбывной тоски.
За покаянием, за освежением духовных чувств и мыслей стремятся в эти святые места паломники со всего мира. Здесь можно посетить воскресшие от осквернения храмы, буквально услышать душой страницы летописи — «преданья старины глубокой, дела давно минувших лет», побыть в пустынном безмолвии в окружении первозданной природы. Паломникам нужно настроиться на самое бережное отношение к каждой пяди земли святых островов: не оставлять здесь никакого мусора, не курить, не нанести никакого вреда хрупкой и легкоранимой приполярной природе.
Помните, что сорванный здесь ради минутного восторга куст черники будет восстанавливаться тридцать лет, а цветок в ковре тундровой растительности — сотню лет. Будьте внимательны. А еще на острове Анзер можно увидеть настоящее чудо — как растет Анзерская береза. По велению Творца сама природа создала крест над безымянными могилами невинных страдальцев.
Паломническая поездка предусматривает посещение города Санкт-Петербурга и его святынь, п.Свирское (Александро-Свирский монастырь) и сами острова Соловецкого архипелага (Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь).
Паломничество на Соловки. ФОТОАЛЬБОМЫ 2016-2019 гг.
Остров Залит
Сам старец Николай Гурьянов говорил: «Меня не станет, приезжайте на могилку. Я вам ещё больше помогать буду». Скоро 9 лет, как батюшка преставился, а люди продолжают ехать на остров.
— С отцом Николаем я встречался в конце 90-х годов. У меня, 17-летнего, были проблемы со здоровьем, — рассказывает паломник Андрей из Пскова. — Батюшка потаскал меня за чуб, и я про болячки забыл. На могилку приехал помолиться о жене и детях.
Паломников батюшка часто шлёпал: по щеке, по лбу. «А меня по носу, — рассказывает Елена. — Сначала не поняла, а потом заметила, что опухоль в носу, от которой я страдала, исчезла. Я приехала на остров в середине 90-х гг. Стояла у домика батюшки вместе с другими паломниками. Старец появился и начал помазывать паломников иерусалимским маслицем, которое ему передавали со Святой Земли духовные чада. Вместо кисточки батюшка использовал обыкновенную канцелярскую скрепку. Я ждала своей очереди и думала: «Какой батюшка старенький. Помрёт ведь скоро». Вдруг он повернулся в мою сторону и сказал: «Да поживу ещё. Поживу». Я опешила. Потом перестала удивляться, что батюшка читает мысли, отвечает на вопросы, которые паломник и произнести не успел. Остров Залит стал для меня самым желанным местом на земле. Я переехала сюда жить из Петербурга».
Ёще одна петербурженка, Людмила, по благословению старца купила на Залите домик. Она вспоминает: «При первой встрече батюшка направился ко мне с вытянутой вперёд рукой и ткнул в грудь: «А где же крестик?!» Я удивилась, как он смог разглядеть, что крестика нет, ведь на мне был свитер и застёгнутая куртка. Крестика не было, потому что в поезде цепочка порвалась. Батюшка достал свой крестик: «Вот видишь, у меня на верёвочке. И ты так сделай. Без креста нельзя!»
На острове есть дом певицы Ольги Кормухиной. Известность пришла к Ольге в конце 80-х гг., а в середине 90-х гг. она практически исчезла с эстрады. «Я задумывалась об уходе в монастырь. За благословением поехала к старцу Николаю», — рассказала она корреспонденту «АиФ». Однако батюшка предрёк певице замужество. Через год на ступеньках одного из московских храмов Ольга познакомилась с музыкантом Алексеем Беловым, лидером группы «Парк Горького». В апреле 1999 г. они обвенчались, а в мае 2000-го Ольга стала мамой: «Когда я просила благословения у старца на монашество, призналась — единственное моё искушение, что не стала матерью. Он ответил: «Не будет у тебя детей». Я понимала, что мне это дано в наказание. И не обижалась. Но страшно расплакалась. И тогда он стал молиться. Я видела, как у него дрожали руки, — какое это было переживание за меня! А потом вдруг повернулся и сказал: «Но Господь сделает всё, как ты хочешь». Отец Николай напутствовал, чтобы крестили ребёнка на второй день после возвращения из роддома. Если мальчик — назвать Анатолием, а девочку — Анатолией. Ольга понесла дочку в церковь и ахнула: в святцах значился день св. Анатолия.
На острове корреспондент «АиФ» встретился с москвичкой, мамой пятерых ребятишек. В конце 90-х гг. она с мужем приехала к батюшке за помощью. Обоим супругам было меньше 30 лет, с точки зрения медицины абсолютно здоровы, а детей Бог не давал. Отец Николай прикрикнул на пару: «Чтобы завтра же был ребёнок!» И ровно через 9 месяцев появился первенец. «А про капитана вы знаете? — спросили меня местные жители. История началась 25 лет назад. К батюшке приезжала верующая женщина из Одессы. Зинаида переживала, что её муж, капитан дальнего плавания, невоцерковлённый человек. Она уговаривала Владимира повидаться с батюшкой. Наконец приехали они на Залит вместе. Капитан, как только увидел батюшку, неожиданно упал на колени и пополз к нему. Потом старец повёл его в храм, где они разговаривали несколько часов. Вскоре батюшка обвенчал супругов. Они приезжают на Залит каждый год, ждём их и в этом».
У батюшкиной калитки можно было встретить людей разных возрастов, профессий и званий: уборщицу, банкира, генерала, семинариста, политика. Местные жители в разговоре с корреспондентом «АиФ» называли фамилии очень влиятельных людей, которые пытались попасть к старцу. Но деньги и власть ничего не значили для батюшки. Он был редким бессребреником. Ходил в выцветшем, заплатанном подряснике. Всё, что ему дарили, сразу же старался передавать другим. Со всеми был одинаково прост в общении, но не все получали его благословение. Некоторым говорил: «Посмотрели на дурака. И идите с Богом!» А бывало, выходил к толпе и как побежит, словно полетит по воздуху. Запыхавшись, паломники догоняли старца у храма, а он: «Вы бы в храм так каждый день бегали, как за мной сейчас!» И часто повторял: «Кому Церковь — не мать, тому Бог — не отец».
В келии старца Николая Гурьянова. Остров Залит
«Наш гостёк!»
На острове в храме св. Николая Чудотворца батюшка начал служить в 1958 г. Так сбылось предсказание, которое старец услышал ещё в юности. Родился батюшка 24 мая (по старому стилю) 1909 г. здесь же, на Псковщине, в селе Чудские Заходы, недалеко от места, где св. Александр Невский одержал победу в Ледовом побоище. В 20-е гг. местный приход посетил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), ныне прославленный Церковью в лике новомучеников и исповедников российских. Отец Николай вспоминал: «Я мальчишкой ещё был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: «Какой ты счастливый, что с Господом…» Семья будущего старца была верующей, сам он с 5 лет помогал прислуживать в храме. В 14 лет Николай Гурьянов впервые оказался на Залите, где у него произошла встреча с блаженным Михаилом. Островитяне почитали Михаила за прозорливца. Увидев мальчика, блаженный воскликнул: «Наш гостёк! Наш!» А через десятки лет, когда Николай Гурьянов был уже в сане священника и приехал за советом в Псково-Печорский монастырь, старец иеросхимонах Симеон (Желнин) произнёс: «В Талабск! В Талабск! В Талабск!» (До революции о. Залит назывался Талабск, советская власть переименовала его в честь революционера Яна Залита. — Ред.)
«За любовь!»
Талабчане добывали знаменитую на всю Россию рыбу снеток, которую поставляли в Москву, Ригу, Варшаву и даже к императорскому двору. В 1790 г. на народные деньги здесь построили каменную Никольскую церковь. Затем на острове появилось ещё три часовни. Храм да часовни — единственное, что уцелело, когда во время войны фашисты подожгли остров. Талабск стал пустыней — ни деревца, ни кустика. Всех жителей угнали в рабство. После победы те, кто уцелел, возвращались домой и начинали строиться на пепелище. Когда батюшка прибыл на Залит, дома там уже стояли, а вот деревьев по-прежнему не было. И отец Николай взялся за озеленение острова. Для поливки саженцев носил из озера по 100 вёдер воды в день. Главной помощницей батюшки была его мама. Матушка Екатерина Стефановна рано овдовела, одна растила четверых сыновей. Три брата старца погибли на войне. «А батюшка в эти суровые годы принял священнический сан. До этого Николай Гурьянов прошёл тюрьмы и лагерь, где вместе с другими арестантами прокладывал железную дорогу на Воркуту», — рассказала «АиФ» Людмила Азаркина. Последние семь лет она собирала документальные свидетельства о судьбе батюшки, которые вошли в книгу «Служитель Божий». На имя Людмилы уже после кончины отца Николая пришло архивное свидетельство о том, что батюшка был реабилитирован. «Батюшка попал в тюрьму в 30-х гг., будучи молодым человеком двадцати с небольшим лет. Причина — не скрывал веры, выступал против закрытия храмов, — рассказывает Людмила. — О лагерном периоде он говорил скупо. Духовные чада старца вспоминают такой рассказ батюшки: «Идёшь узкой тропинкой по снегу. Повсюду трупы заключённых. Кто-то ещё жив. Тянут руки: «Хлеба, хлеба…» А хлеба-то нет. Кормили нас похлёбкой с червями». Однажды группе заключённых пришлось день простоять по пояс в реке, которую уже начала стягивать ледяная корка. Все, кроме Николая Гурьянова, погибли.
Батюшка говорил, что в лютый мороз, когда не было ни обуви, ни варежек, его всегда согревала молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Когда пришло время батюшкиного освобождения, его выставили за ворота лагеря. Кругом полярная ночь и бескрайняя тундра. А он измождён до такой степени, что на ногах еле стоял. С Божьей помощью Николай Гурьянов, где пешком, где на поезде, добрался в родные края. Батюшка не роптал. Часто повторял: «Не забывай никогда, даже в самые тёмные дни твоей жизни, благодарить Бога за всё. Он ждёт этого и пошлёт тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда и ни в чём не нуждается».
Эти слова, записанные батюшкой, и сейчас можно увидеть в его домике. Вход свободный. Каждый может посмотреть на обстановку, которая окружала старца на острове почти полвека. Когда однажды батюшку спросили, за что он сидел в тюрьме, то услышали: «За любовь, мои драгоценные! За любовь!»
Ушёл домой
Люди приезжали к батюшке с израненными сердцем и душой, а уезжали домой окрылёнными. Как-то на вопрос, чего нам всем не хватает больше всего, батюшка ответил: «Любвеобильности». Старец проявлял любовь ко всему живому. Во дворе его дома постоянно жило и кормилось около сотни голубей. Сегодня много голубей слетается на могилку старца. Их подкармливают и местные жители, и паломники. Здесь корреспондент «АиФ» встретила духовное чадо отца Николая — паломницу Марину. Она рассказала: «Я ездила к батюшке из Тюменской области с середины 90-х гг. по 3-4 раза в год. В первую встречу он сразу назвал меня по имени, рассказал моё прошлое и приоткрыл будущее. Приехала я на каблуках, накрашенная. Но батюшка не посмотрел на внешность. На острове мне дали косыночку, галоши. Старец взял свою фотографию, где он рядом с храмом стоит, и этой фотографией мне по лбу: «Теперь у тебя в голове храмик». Я у батюшки исповедалась, причастилась. На острове испытала невероятное состояние безмятежности и счастья. Такая вдруг лёгкость пришла, что в 40 лет захотелось петь, прыгать, бегать. Как в детстве».
Уже здесь, на земле, Бог открыл старцу, какие они — ад и рай. Рассказывает схимонахиня Варсонофия (Александра Танаева): «Это было в моей мирской жизни, я приезжала из Москвы на остров помогать батюшке в храме. Однажды он говорит: «Сашок, а я в раю побывал!» — «Как, батюшка?» — «Пришли два парня, молодые, высокие, красивые, подхватили меня, и я очутился в раю. Такая красота, такое пение, это не передать, нужно самим видеть и слышать!» В келье батюшки висит картина Страшного суда, он часто подводил к ней посетителей и, показывая на рай, говорил: «Нам с тобой обязательно надо сюда попасть». И показывал на ад: «Но только не сюда». Эти простые слова производили на людей сильнейшее впечатление.
Паломников батюшка принимал до последних дней. Он отошёл ко Господу 24 августа 2002 года, на 94-м году земной жизни. По рассказам очевидцев, во время отпевания отца Николая остров окутал белый густой туман. И присущая этому месту тишина стала ещё прон-зительнее. «Здесь, на земле, мы только гости. А дом наш там, на Небе», — говорил старец.
Источник: aif.ru
Более подробно о протоиерее Николае Гурьянове
Будьте всегда радостны! Старец Николай Гурьянов в воспоминаниях современников
ПЕЧОРЫ
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.
Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».
Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
Богом зданныя пещеры
История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.
После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.
Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.
В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя, необходимо взять разрешение в братском корпусе у дежурного монаха. Возможно, вам пойдут навстречу и присоединят к запланированной экскурсии или даже организуют новую (группа не должна превышать 30 человек). Но если вы едете на один день, то необходимо заказать экскурсию заранее по факсу 8 (81148) 22-145, в котором указать конкретный день и количество паломников. Заявки по факсу принимаются ежедневно с 8.00 до 23.00.
По средам и пятницам доступ в пещеры закрыт. Это связано с изменением микроклимата пещер из-за многочисленных посещений. Веками там держалась температура +5 градусов. Теперь воздух иногда прогревается до +11 – такое потепление угрожает сводам пещер. Чтобы сохранить естественную температуру, и введены профилактические дни .
Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.
Старчество
Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»
Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.
В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.
Чудотворные иконы
Открытая крепость
Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».
«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.
Богослужения
Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
В 7 утра – ранняя Литургия в Успенском соборе. Поздняя Литургия в монастыре начинается в 10 часов. В субботу, воскресенье и понедельник она совершается в Михайловском храме, во вторник – в Корнилиевском, в среду – в Успенском (единственный день, когда ранняя служится в Сретенском), в четверг – в Никольском, в пятницу – в Покровском (а в холодное время – в Сретенском). Во время Литургии во всех храмах идет исповедь, поэтому, даже приезжая сюда на один день, вы можете причаститься. Также с 10 до 18 часов ежедневно открыт Сретенский храм, в эти часы там всегда дежурит священник, которому можно задать свои вопросы.
Источник: pravmir.ru
Сайт монастыря: pskovo-pechersky-monastery.ru
Свято-Христорождественская церковь г.Кобрина приглашает всех желающих в паломническую поездку с 11 по 21 августа 2020г.
Программа паломнической поездки
11 августа:
07-00 ч. выезд г.Кобрин
15-00 – 16-00 ч. прибытие в г.Полоцк (Спасо-Евфросиниевский женский монастырь)
17-00 вечернее Богослужение, (ужин)
21-00 – 22-00 ч. выезд в г.Псков
12 августа:
04-00 – 05-00 ч. прибытие в Псково-Печерский мужской монастырь
06-00 ч. Исповедь
07-00 ч. Божественная Литургия (можно причаститься)
10-30 ч. выезд в г. Псков, экскурсия по святым местам города Пскова
15-00 ч. выезд в Елезаровский монастырь, вечерняя служба, ужин
22-00 ч. Отбой
13 августа:
07-00 ч. Выезд из Пскова на о. Залит (посещение могилки прот. Николая Гурьянова)
09-00 ч. Прибытие на причал г.п. Толбо
21-00 – 22-00 ч. Ночной переезд в г. Санкт-Петербург
14 августа:
05-00 ч. Прибытие в г. Санкт-Петербург (Иоанно-Кронштадский монастырь, Василевский остров, часовня бл. Ксении Петербургской)
12-00 ч. Выезд из Санкт-Петербурга
17-00 ч. Прибытие в пос. Свирское (Александро-Свирский монастырь)
20-00 выезд в пос. Кемь
15 августа:
05-00 – 06-00 ч. Прибытие в г.Кемь
07-00 ч. Посадка на катер (Соловецкие острова)
10-30 ч. Прибытие на Соловецкий остров (находимся 5 суток)
19 августа:
13-00 ч. Выезд с Соловецкого острова в г.Кемь
16-00 ч. Прибытие в г.Кемь (посадка в автобус)
20 августа:
16-00 ч. – 17-00 ч. Прибытие в Крипецк (мужской монастырь)
Вечернее Богослужение, ужин, ночлег
21 августа:
07-00 ч. Выезд в г. Кобрин
17-00 – 18-00 ч. Прибытие в г.Кобрин
В процессе паломнической поездки могут быть незначительные изменения
Телефоны для записи в паломническую поездку:
9-41-26, +375-29-8024233 Валентина
+375-29-7930067 Юрий