Исповедь — это таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно.
Необходимо обязательно осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.
Существует практика, когда верующий перед исповедью составляет список своих грехов на бумаге. В этом случае есть опасность, что исповедь превратиться в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми.
Посмотрите примерный перечень наиболее распространенных грехов (памятка). Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди
использовать десять заповедей Божиих, обязательно знать о 20 мытарствах после смерти человека из рассказа блаженной Феодоры (здесь пояснение протоиерея Олега Стеняева) и прислушиваться к собственной совести.
Пример такой памятки:
а. Грехи против Господа Бога:
– неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;
– вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);
– творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;
– обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.
б. Грехи против себя и ближнего:
– пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);
– осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);
– блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;
– аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.
– присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;
– ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова;
— пьянство и разного рода зависимости, которые лишают человека воли: страсть к наркотикам, табаку, азартным играм, интернету и др. Зависимости являются не только грехом, но серьезным заболеванием, которые разрушают личность;
— зависть — скорбь о благополучии ближнего, отказ от способности радоваться успехам и достижениям других, что может привести даже к осуществлению злодеяний против объекта зависти;
— уныние, леность. Уныние проявляется в двух видах – иногда как невыносимая тоска, скука, а иногда как лень и безразличие к духовным занятиям.
Начало изменений в жизни ещё до исповеди
Покаяние греческим языком звучит как «метанойя», буквально — «изменение ума». Недостаточно признать, что в жизни делал вот такие и такие вины. Покаяние должно быть изменением жизни: тот, кто кается, намеревается не возвращаться к грехам и всеми силами пытается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже подтверждает изменение, которое случилось в жизни.
О важности покаяния сказал Господь так, «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Евангелие от Луки, 15,7).
Совершение исповеди
Обычное время совершения Исповеди – вечером на Богослужении накануне перед Божественной Литургией или утром во время нее, перед Причастием. Если у Вас получается, постарайтесь, пожалуйста, приходить на Исповедь заранее на вечернее Богослужение.
На Исповеди надо говорить только о своих грехах (ни в коем случае не стараясь обелить себя и судить окружающих) и просить у Господа прощения за свои прегрешения. К Исповеди можно приступать, только предварительно со всеми примирившись.
Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов. Исповедь – это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведет к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет порочные наклонности и страсти, удерживает от новых грехов.