ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ В ПРЕДДВЕРИИ СМЕРТИ ХРИСТИАНИНА И ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ?

  1. При явных признаках приближающейся смерти умирающему следует в первую очередь исповедоваться и причаститься (при условии, что он в сознании).
  2. Затем священник читает над умирающим отходную молитву: «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякого правоверного». (Если невозможно пригласить священника родственники сами могут прочитать этот канон над умирающим, но без священнических молитв).
  3. Если человек испытывает тяжкие предсмертные мучения и никак не может умереть священник читает над умирающим : «Чин, бываемый на разлучение души от тела внегда человек долго страждет». (Если невозможно пригласить священника родственники сами могут прочитать этот канон над умирающим, но без священнических молитв). Над детьми до 7 лет как непорочными указанные молитвы не читаются.
  4. После смерти человека священник (или родственники, если нет священника) немедленно читают «Последование по исходе души от тела».
  5. Прежде всего после смерти человека в храме нужно подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре. Можно заказать сорокоуст или поминовение усопшего на полгода или год, тогда имя усопшего будет поминаться в алтаре на проскомидии соответственно 40 дней, полгода или год.
  6. На третий день (или если требуют обстоятельства раньше) священник совершает отпевание тела с захоронением. (Отпевать желательно в храме). Церковный устав запрещает совершать погребение в первый день праздника Пасхи и Рождества Христова.
  • Отпевание младенцев до 7 лет, как не имеющими грехов, совершается особым чином «Погребения младенческаго».
  • Если отпевание по каким-либо причинам не было совершено, то в храме можно заказать заочное отпевание (печатание земли).
  • Отпевание и последующее поминовение не совершается над некрещеными, самоубийцами, атеистами, инославными и иноверцами, а так же, если покойный не желал, чтобы его отпевали.
  1. В 3-й (если отпевание было совершено ранее), 9-ый, 20-ый и 40-ой день после смерти христианина, а также в день его смерти каждый год, в день тезоименитства (память святого, имя которого носил усопший) и в день его рождения в Церкви священник служит об усопшем панихиду. К заупокойным требам относятся панихида, лития и отпевание. Они совершаются только по крещеным людям. Панихидами называются краткие службы, состоящие из молитв о прощении грехов и упокоении умершего в Царстве Небесном. Панихида — это более полный чин поминовения, а лития — его краткий вариант. Сорокоуст о упокоении заказывают после смерти или отпевания, или в любое желаемое время.

Панихиды совершаются только по крещеным людям. Нельзя отпевать самоубийц.

Панихида служится перед кануном — особым квадратным или прямоугольным столиком с установленным на нем распятием и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма и милостыню в память об усопших близких.

  1. В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими панихидами, а сами дни — вселенскими родительскими субботами (Суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде. Родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. Радоница — пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник. Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов. Бывает в субботу, предшествующую 8 ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Поминовение усопших воинов — 9 мая нового стиля).

Не совершаются панихиды в первую седмицу Великого Поста, и в период с Великого Четверга и до Радоницы.