СХИИГУМЕН САВВА. ОБ ИСПОВЕДИ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!

При крещении мы омыли свой первородный грех, которому стали причастны через собственное рождение от своих родителей. Чистыми и богоугодными вышли мы из святой купели.

После крещения мы уже по своей воле допускаем грехи. Господь поэтому и установил Таинство Исповеди, Таинство Покаяния, чтобы очистить те грехи, которые мы по своему произволению допускаем и тем омрачаем свою душу. А что, здесь, на земле, отпустится, то отпустится и на небе. Вот великая милость Божия и великая благодатная сила, которая ведет нас к вечной радости, к вечному блаженству!

Таинство Исповеди – уже одно слово «таинство» говорит, что это такая тайна, которую мы не можем постигнуть умом, а это дается только верою и мы веруем, что мы сюда пришли для того, чтобы очистить свою греховность. Но Господь сказал: «Без мене не можете творити ничесоже». Если Господь Иисус Христос не поможет, то мы сами и покаяться не сможем. Поэтому Таинство Покаяния предваряется молитвою. Молитва – это беседа с Богом. Беседуя с Господом, мы сначала Господа благодарим, потом каемся, а потом уже просим.

Слава Богу! Будем благодарить Господа за Его милости, что мы пришли сюда. А сейчас будем просить Господа, чтобы Он помог нам покаяться, очистить свою греховность.

Что такое грех? Грех – это ужасное, болезненное состояние души нашей. Наша душа создана по образу и подобию Божию: она светлая, ароматная, красивая и нет ничего дороже на земле для Бога, как душа человека. Поэтому Господь Иисус Христос Сам и сошел с неба на землю для того, чтобы нашу душу призвать на вечное блаженство. И если мы хотим узнать цену души, то знайте. Что это самое драгоценное, самое дорогое сокровище, потому что она искуплена самой дорогой ценой – Кровию Господа Иисуса Христа.

Господь Иисус Христос пришел на землю, и по Своей любви к нам, пострадал, претерпел поношение, смерть, пролил Свою дражайшую Кровь за наши грехи для того, чтобы искупить Своею Кровию наши грешные души. А мы, возлюбленные, имея такое драгоценное сокровище, не умеем ценить его. Тварь не имеет этого, но человек, разумное существо, имеет эту великую ценность, это великое сокровище, через которое Господь призывает нас для вечной радости, для вечного блаженства.

Возлюбленные, Таинство Исповеди надо провести так, чтобы очистить свою греховную природу и с Божией помощью, от силы к силе. Идти к благочестию. Но для этого нужно правильно провести Таинство Исповеди.
Святая Церковь установила, что к Таинству Исповеди и к Таинству Причащения надо приступать после полного примирения со всеми, если даже нас незаслуженно обидели и оклеветали; мы должны всем простить и не допускать не только злобы. Но даже и огорчения. Поэтому, в первую очередь. Я прошу прощения у всех.

— Благодатию и щедротами и человеколюбием Бог да простит и помилует всех нас!
Первое условие: «Хотяй ясти Тело Владычне, примирися, тя опечалившим»; то есть прежде, чем молиться, нужно иметь полное примирение со всеми.
Второе – это нерассеянно помолиться. Когда мы молимся рассеянно, тогда мы только прогневляем Бога. Надо забыть все вопросы: бытовые, личные, служебные, даже скорби и болезни забыть, а только благодарить, каяться, молиться и просить Господа, чтобы Он помог нам очистить свою греховность.

В храме надо стоять со страхом Божиим и со смирением. Ведь храм – это дом молитвы, поэтому в храме надо чувствовать, что здесь благодатная сила и мы должны проявить здесь известный страх Божий и, самое главное, смирение.

Преподобный Серафим Саровский 1000 дней и 1000 ночей стоял на коленях для того, чтобы победить своего мысленного амалика, хотя бы своим наружным смирением, и вот через это наружное смирение – стояние на коленях – он получил великую благодатную силу, которой потом врачевал всех людей. Вас здесь много, поэтому мы сейчас физически не сможем встать на колени, так мы хоть сердечное смирение проявим, хотя мысленно смиримся и будем иметь страх Божий. Если помолимся не рассеянно, помолимся в полном примирении, со страхом Божиим и смирением, то Господь услышит наши молитвы и очистит нашу греховность.

В основном-то мы согрешаем непокорством, непримиримостью, осуждением, завистью, памятозлобием…
Возлюбленные, все сознайте, что мы, грешные, осуждаем, завидуем, раздражаемся. Дай Бог нам изжить эти пороки. Чаще кайтесь в грехах волею и неволею, ведением и неведением соделанных и в тех грехах, которые перечислялись на исповеди. Ведь батюшка только свидетель, а Сам Христос – Пастыреначальник Церкви, и земной и небесной, поэтому отпускает грехи Сам Господь невидимо для нас, а батюшка как свидетель только видимым образом стоит здесь и накладывает епитрахиль.
Дай Бог нам всем спастись и в разум истины прийти.

Мы думаем, что Бог только на небе, Бог только в храме. Нет, Бог везде! И Он так близок к нам! Особенно Он близок к тем, которые в больницах лежат, которые дома болеют, которые в темницах сидят, которые несут большие скорби и находятся на военной службе. Там, конечно, открыто нельзя исповедовать и они тайно молятся и Господь их утешает; Бог намерение целует, Бог все наши мысли знает. Мы только подумаем: «Господи, ты же видишь, нет ни иконы, ничего. Ты меня прости». И Господь все слышит.

Господь нас всех любит, Он везде и всюду с нами, где бы мы ни были, на всяком месте Владычествия Его. Не отчаивайтесь, Господь с нами! И Он нас очищает и причащает. В больнице, там же нельзя причащаться, на военной службе тоже нельзя причащаться, на военном корабле…там море, открытое море, волны бушуют…о, как страшно! А человек кается, и Господь тут же его очищает. И если постигнет смерть, «в чем застану, в том и судить буду», а он очищен уже! Видите, как утешительно для нас!
На исповеди ни в коем случае нельзя допускать советы. Когда вы жалуетесь: «Мой муж пьет. Что мне с ним делать?», то исповеди получается осуждение. Он мне, мол, мешает спасаться, он меня мучает, я бы хорошая была, а он мне не дает молиться… Значит, вы осуждаете мужа.
Дочка, сын, муж – это все близкие, но это не ваше сердце, поэтому все советы после исповеди, а сейчас сокрушайтесь только о своих грехах.

Рассеянность, хульные и блудные помыслы, это оттого, что осуждаем других. Как перестанем осуждать, уйдут помыслы и рассеянность, и у нас будет собранное состояние; и молитва будет не рассеянная, и помыслы всякие уйдут. А то стоит, на иконы молится, а тут всякие площадные слова в голове, помыслы хульные и блудные. Наша молитва не угодна Богу, когда мы осуждаем. Кто хочет избавиться от хульных и блудных помыслов, тот должен стараться не осуждать.

Это не значит, что мы не должны молиться, поститься. Конечно, и молиться. И поститься, все это нужно делать – жить по заповедям, но, самое главное, нудить себя никого не осуждать.
Святая Церковь просит и предостерегает нас «Не судите, да не судимы будете», то есть не осуждайте никого и тогда Господь вас не осудит!
Бог своею благодатью да простит и помилует всех нас! Аминь.